1 вопрос. Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей?
ОТВЕТ:
Факторы, способствующие привыканию ребенка
к компьютерной игре:
Наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
Отсутствие ответственности;
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
Возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.
Факторы, которые должны насторожить родителей:
Ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
ребенок начал проводить ночи за компьютером;
ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
ребенок находится в раздраженном. агрессивном состоянии, не знает чем заняться, если компьютер сломался;
ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.
Признаки компьютерной зависимости:
Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
раздражается при вынужденном отвлечении;
не может спланировать окончание игры на компьютере;
постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
сбивается режим дня, режим питания и сна, ребенок перестает заботиться о собственном здоровье;
чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими.
Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей.
Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время существуют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:
1. Травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотик или компьютер.
2. Навязчивая семья, возлагающие собственные грандиозные ожидания на ребенка, и таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания.
3. Непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу. Создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.
Несколько рекомендаций родителям.
Стройте отношения в семье на принципах честности и умения признавать ошибки. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
Будьте другом и помощником своему ребенку. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не стоит торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее.
Всегда нужно оговаривать время игры на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется допускать ребенка до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 20-30 минут с перерывами.
Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
Составитель учитель-дефектолог Сергеева И. А.
2 вопрос. Как правильно построить общение с подростками?
ОТВЕТ:
Подростки заинтересованы в разговорах о себе и о своих отношениях с другими. Им важно понять, кто же они такие, какие они и что другие об этом думают и что чувствуют в отношении них.
Подростки активно обсуждают, чем они отличаются от своих родителей и ото всего остального мира. Они начинают понимать, что их родители не являются совершенными людьми. В подростковом возрасте дети часто проявляют негативизм, чаще конфликтуют с родителями. Подростки большую часть времени проводят с друзьями или в одиночестве, гораздо меньше времени уделяя семье.
Поддержание коммуникации с подростками. Будьте чувствительны и отзывчивы к их опыту. Помните, что каждый подросток проходит через серьезные социальные и физические перемены; ставьте себя на место подростка в тех случаях, когда чувствуете сильное несогласие с ним или возрастающее недовольство.
В общении старайтесь быть в курсе интересов подростка, его взаимоотношений. Проявляйте интерес к ним, мягко задавайте вопросы и выясняйте причины его поведения. Так как для подростков на первом месте стоит задача сохранения своей независимости и сепарации от семьи, то для сохранения отношений создавайте баланс между ожидаемой от них личной ответственностью и предложением поддержки.
Будьте гибкими. Пытайтесь понять позицию подростка прежде, чем понять свою. Сохранение детско-родительских отношений является самым ценным и полезным в этот период времени, так как при возникновении сложной ситуации только сохранение отношений поможет поддержать подростка.
Старайтесь замечать, что подростки могут развивать идеи, отличные от ваших. Это неизбежно, так как в это время активно формируется и развивается индивидуальность каждого из них.
учитель-дефектолог Сергеева И. А.